Альтернативная история

Великий Новгород. Часть 4. Церкви

Часть 1. Возраст города /  Часть 2. Дендрохронология / Часть 3. Мостовые.

Продолжаем говорить о Великом Новгороде. Теперь мы внимательно посмотрим на церкви. А их там много. И все очень древние. При этом практически все претерпели существенные изменения при реставрации. Если взять центр города, там где парадная витрина для туристов, то там в общем-то смотреть не на что. Ничего интересного лично я там не увидел. Сплошной новодел. Но Новгород как провинциальный городишко хорош тем, что есть окраины города или вообще пригороды, куда рука реставраторов, а в ряде случаев и нашей любимой РПЦ, еще не дотянулась. А там… Там чудеса, там Леший бродит, и так далее.

И так, первая церковь. Она очень показательная, по-этому с неё и начинаю. Чтобы далее по тексту было легче для понимания. Обратите внимание на символы на фасадах.

Сейчас маленькое отступление, для справки. Принято считать что с язычеством на Руси было покончено тысячу лет назад. И история последних нескольких сотен лет, со времен князя Владимира — крестителя Руси, это сплошь история христианства. Однако это не так. На самом деле в стране до 1905 года язычество превалировало над христианством, особенно по мере удаления от столиц. Ни много ни мало, а целый глава кабинета министров С.Ю. Витте, умудрился обвинить язычников в поражении в войне с Японией, ввел понятие воинствующего христианства, вместе с обер-прокурором Святейшего синода К.П. Победоносцевым убедил царя в церковной реформе. Реформа заключалась в полном запрете язычества. Все язычники объявлялись изуверными сектантами и подлежали уголовному преследованию. Всё имущество, включая церкви, передавались христианам. Для снижения градуса народного возмущения были даны максимальные свободы всем остальным конфессиям, а так же реабилитированы раскольники, которые получили вполне благозвучный статус «старообрядцев». Были разрешены переходы из одной веры в другую, разрешены межконфессиональные браки и даже легализован атеизм. В центральной России, в том числе и в стролицах, были построены мечети и синагоги. Бунты к апрелю 1905 года были в основном пресечены, самым кровавым выступлением, как известно, было шествие 9 января 1905 года рабочих Путиловского завода под подстрекательством попа Гапона. В 1917 году народ припомнил властям и, особенно, русской ортодоксальной христианской церкви, все их злодеяния и начал массово сжигать церкви и изгонять из них попов. Большевики к этому не имели никакого отношения. Вообще, после реформы 1905 года в церкви началась прогрессирующая грызня, которая закончилась официальным расколом на несколько частей в августе 1917 года. Еще за 2 месяца до большевисткого переворота. Наоборот, впоследствии, В.И. Ленин был вынужден для смягчения народного гнева и сохранения лояльности части христианской церкви издать специальное указание в котором предлагал бороться исключительно с «реакционным духовенством». Это с теми, кто не принял новую власть. Потом были безуспешные попытки объединения различных осколков христанской церкви, один из митрополитов при этом сгинул в застенках НКВД в 1937 году, так как до последних дней был самостийником и отказывался от любых форм объединения. А затем в сентябре 1943 года властной рукой И.В.Сталина все осколки русской ортодоксальной церкви греческого обряда были насильственно объединены под новым названием — Русская Православная церковь. До этого момента наша христианская церковь никогда так не именовалась, за исключением короткого промежутка времени на оккупированных немцами землях в Прибалтике во время Великой Отечественной войны. Немцы создали свою версию русской христианской церкви с собственным пантеоном иерархов. 


Всё, с лирическим отступлением для справки закончим. Суть понятна. Еще совсем недавно, до 1905 года, язычников в стране было очень много. И вообще, большинство церквей в стране были мультиконфессиональными. О чем была соответствующая символика на крестах куполов и на фасадах. В одни и те же храмы одинаково свободно могли заходить исполнять культ как язычники, так и представители иных конфессий, в том числе магометяне (ныне мусульмане) и христиане. Причем всех мастей, течений и версий при наличии соответствующей символики на кресте или фасаде храма. Именно по-этому у нас и стояло рядышком по нескольку церквей на маленькой локации. При этом старые церкви, в основной своей массе изначально были построены как языческие и лишь со временем в них вносились перестройки под христианские традиции. Пристраивались алтари, менялись формы куполов и крестов, башни перестраивались в колокольни, и так далее.

Вернемся к фото церкви. Мы видим на всех четырех фасадах несколько разных символов. Это язычество. Сейчас я объясню значение этих символов. В основе всех символов мы видим крест. Да, кстати, о кресте. Опять отвлекусь. Первые христиане боролись с крестом как языческим наследием. И только когда эта борьба не принесла никаких плодов, было принято решение взять этот символ и себе тоже. Принцип простой — не можешь победить, тогда возглавь. Думаю это всем хорошо известно, так что углубляться не буду.

На кончиках креста есть символы. В виде черточек или геометрических знаков. Под крестом видим основание. Оно обозначает купол, за исключением лишь одного знака, где такое основание многоступенчатое. Сейчас я нарисую несколько картинок с расшифровкой знаков и дам комментарий.

Теперь давайте смотреть знаки. Еще раз каждое фото.

На данном фасаде мы видим по левой части два маленьких знака. Они внутри желтого кружочка. Я не могу дать им однозначную трактовку. К сожалению и знания частично утеряны, и могли вноситься изменения в ходе перестроек и реставрации. Отмечу лишь то, что они спаренные и относительно небольшие. На правой стороне один знак и на нем хорошо читаются знаки Мары — богини смерти. Это красный кружок. 

При этом верхний значок на символе имеет след правки с непонятным значением. Левее в синем кружке не симметричный по отношению к центральным окнам одиночный знак, что так же позволяет предположить какую-то позднюю правку. Либо он новодельный, либо был еще один символ ныне полностью уничтоженный. На нем так же читаются знаки Мары. При этом оба символа, в красном и синим кружочках, в основании имеют треугольник острием вверх, что в купе со знаком Мары (треугольник острием в центр или вниз) дает союз мужчины и женщины. Трактовка этих символов следующая. Означает погребение мужчин и женщин. Купол над желтым символом означает братское захоронение. Почему на этих символах малая перекладина креста разнесена вверх и вниз я однозначно растолковать не могу. Возможно, в захоронении в нижнем ряду укладывались женщины, а поверх них, выше, мужчины. 

Наверху справа знак Макоши — верховной богини, Богородицы, это зеленый кружок. Слева Лада или Коляда — голубой кружок. Лада — богиня любви, Коляда — бог молодого зимнего солнца. Сверху над верхним окошком очень похоже на то, что когда-то был символ в виде змейки. Обведен розовым кружочком. Этот знак именуется как Воды Мары.

Это было бы логичным в случае трагедии связанной с водой. Собственно и орнамент по фасаду отдаленно напоминает змейку, то есть Воды Мары. Если принять, что в голубом кружочке обозначена Лада, то это указание на то, что воды Мары, то есть воды принесшие смерть, пришли с Ладоги (Лады-га = путь Лады). Если принять то, что это знак Коляды, то это указывает на то, что восторжествовало возрождение, то есть погибли не все. Собственно город возродился. Возможно указывается на то, что событие имело место быть в период с 25 декабря по 20 марта — в дни молодого зимнего солнца.

Другой фасад.

Пойдем сверху вниз. Снова розовый кружок. Опять Воды Мары и тут рядом очетливо и уже четко знак Коляды. То есть смерть от воды и возрождение. Второй вариант — смерть от воды в эпоху молодого солнца. Чуть ниже и левее точно такой же символ как и на первом фасаде в этом месте. Это голубой кружок. Вряд ли наши предки знак Коляды дублировали бы, так что, скорее всего, это все-таки знак Лады. То есть указание на то, что воды смерти пришли с Ладоги.

Слева ниже, в черном кружочке, отчетливо виден крест непобедимости, он же знак защиты от внешних воздействий. То есть знак говорит о том, что мы выстояли, пережили эту беду. Справа в бордовом круге большой знак Хорста. И даже пару солнышек нарисовано, чтобы никаких сомнений не было. Напомню что Хорст — это бог умирающего осеннего солнца. После его смерти наступали три дня Безвременья и затем рождался бог молодого зимнего солнца — Коляда. 

Собственно Христос, это ни что иное как греческая огласовка Хорста, а церковь у нас как известно греческого обряда. Распятие и воскрешение Христа ранними христианами списано с Хорста. Хорст умирал на созвездии южного креста в период зимнего солнцеворота. Грубо говоря, раннее христианство было лишь сектой хорстопоклонников. Позднее явился пророк которого после распятия нарекли Христом, его учениками было прописано его жизнеописание с воскрешением, еще позднее он получил статус сына божьего (сперва у католиков), что вызвало раскол в христианстве, а сейчас уже и богом его открыто стали величать. Между прочим, для справки, старообрядцы до сих пор Христа сыном божьим не считают. И реинкарнацию души признают, она прописана в кормчей книге. 

Так что отличия не в том сколько пальцев скрещивать при молитве, там всё намного серьезнее. И мусульмане с иудеями Христа сыном божьим не признают, от чего и конфликт религий. Возвращаемся к теме. Хорст олицетворял смерть, как и Мара. Знаки Хорста — равносторонний крест в круге, часто объединялись с полумесяцем — знаком Мары, отсюда и полумесяцы под крестами на наших церквях. На символе мы видим, что после равностороннего креста в круге на кончиках ромбы — знаки Коляды. 

То есть снова смерть и возрождение. Традиционно на символе под знаком Хорста нарисован полумесяц — знак Мары. Это говорит о том, что именно в этом месте есть (было) массовое захоронение. Вообще храмы Мары и Хорста обычно объединялись. Всегда стоят на местах погостов, захоронений, братских могил, часто на местах битв и сражений. Купола у таких церквей всегда темно коричневые, что мы и видим, христиане данную традицию сохранили. Алтарь у храмов Хорста всегда ориентирован близко к астрономическим показателям, так как Хорста встречали на день осеннего равноденствия. В данном случае не так. 

Церковь ориентирована на юго-восток и строго в оси улицы Ильина. Это говорит о том, что изначально данная церковь посвящалась другому богу. И погребальные символы на фасад были привнесены уже позже. Если предположить что алтарь у этой церкви был изначально, то это подразумевает только один вариант — это бывший храм Коляды. Если предположить то, что у этой церкви алтарь пристроен позже, то эта церковь могла быть посвящена любому из богов земного пантеона. 

Церкви богов земного пантеона не имели алтарей и ориентировались главным образом по направлению улицы или берегу реки (иного водоема). Например это мог быть Велес, Лада или иной бог. Если бы у этой церкви не было штукатурки и при условии что она никогда не перестраивалась, я это смог бы сказать точно. А так лишь предположения. Да, еще, пока не забыл. Красными стрелками указаны равносторонние кресты в круге — знаки Хорста. Наперед скажу, что они в Новгороде повсюду. У официальных историков даже есть такой термин — новгородский крест.

Идем дальше. Следующий фасад.

Так же вверху в розовом круге Воды Мары. На этот раз более явные и длинные. Внизу стрелками знаки Хорста. А вот в центре фасада есть два символа которые я идентифицировать не могу. Маленький символ слишком прост и не несет смысловой нагрузки. Нет знаков отличия. Возможно он прилеплен позже когда знания были утеряны, либо знаки отличия не сохранились. В желтом круге знак который несет непонятную символику. Разве что дуга сверху означает массовое погребение. Что означает «крест опущенный в колодец» я не могу сказать.

Теперь зайдем внутрь церкви. Там разруха. Сбита штукатурка, в ряде мест аж до основания. Видны интересные мне кое-какие детали, в том числе для глаза профессионального строителя. Чтобы не утомлять вас, отмечу лишь то, что превалируют женские изображения. И это не христианская Мария с младенцем. Нет. Это Макошь. Напомню что Макошь — верховная богиня. Именно она родила своего сына — Солнце. Собственно христианская Мария богородица, мать Христа, просто списанный образ с Макоши.

Обратите внимание на такой занимательный факт. У Макоши на последнем фото руки как будто она хлопает в ладоши. И в левую руку ей пририсован крестик. Якобы она и держит этот крестик. Прерисовано краской низкого качества, от чего сам крестик облазить стал раньше и проступают следы родного изображения, то есть без крестика. Вот увеличенный фрагмент, приглядитесь.

В церкви явно сохранились следы древнего жертвенника.

Однако в этом нет ничего особенного. Ранние христиане, так же как и язычники, в ритуалах использовали жертвоприношения, они собственно и сейчас имеют место быть, разве что стали номинальными. Ну там причастия всякие и тому подобное. Но престолы то никуда не делись! В каждой церкви есть. 

Напомню, что до 1905 года у нас в стране подавляющее большинство церквей, особенно поодаль от столиц, были либо языческими, либо мультиконфессиональными. Чисто христианские общины по большей части прятались в монастырях и по лесам в Сибири (старообрядцы). Ну и столицы с губернскими городами. 

Там главенствовало христианство уже с эпохи Ивана Грозного. Кстати, не просто так Иван Грозный, и равно с ним и его дедушка под именем Иван III, так «любили» Новгород и Новгродцев. Разоряли и сжигали город до тла. Это по официальной истории. При этом Иван Грозный, когда его припекли рогатинами, всего через 2 года после разорения Новгорода, сам сбежал прятаться именно в Новгород. Вот такие вот коллизии.

Чтобы вам было понятно, что символы на фасаде Ильинской церкви не новодел, покажу фото начала 20 века. И на этом с данной церковью закончим.

Следующая церковь Федора Стратилата на Ручью. Это на выезде из Торговой стороны. Как и в случае с церковью Спаса на Ильине мы видим на фасадах символику.

При этом символика такова, что я не могу её идентифицировать. Например на последнем фото имеется символ с косой палочкой. Косая палочка во времена язычества символизировала развитие души человека. Это упрощенный знак. Первичным же знаком является вьющаяся вокруг креста (обычно креста непобедимости) лиана. 

Поскольку лиану на фасаде из кирпича сделать трудно, был придуман упрощенный знак — косая палочка. Позднее этот символ себе на вооружение взяли кристоферианцы (пёсеглавцы). 

Кристоферианство, или как сейчас принято писать и говорить — христоферианство, зародилось где-то на юге Европы, самое древнее изображение Святого Христофора,

датируемое 16 веком, находится в Греции. Потом расползлось по Европе, а в эпоху Ивана Грозного этот символ вернулся на Русь уже как символ воинствующего христианства, в частности использовался опричниками. Первым изображением креста с косой палочкой, так называемого православного креста, на Руси следует считать большую печать Ивана Грозного. 

Правда потом этот символ на столетия исчезает, аж до 18 века, а массово аж до второй половины 19 века, что ставит под сомнение подлинность этой самой печати. Кстати, ряд историков и без этого очень скептически относятся к подлинности этой печати. Писанины по этому поводу много. Ну да ладно, к нашим баранам. Есть вот такая гравюра 19 века. На ней никакого креста и тем более с косой палочкой мы не видим. Так что это новодел, скорее всего периода после 1905 года..

Зато отчетливо видны Воды Мары крест на куполе с полумесяцем… Зеленый цвет купола — это новодел. Забвение истории. Здесь должен быть купол темно коричневого цвета. Видимо перекрасили не так давно. Жаль гравюра не цветная. И старые фото тоже черно-белые.

Внутри церкви так же раздрай. К сожалению большинство рисунков не читаемые. Лишь фрагменты. Однако библейские и новозаветные мотивы имеют место быть. С другой стороны, есть изображения которые мне не объяснить. В частности вот такое изображение, в котором просматриваются силуэты двух мужиков в белых рубахах, похоже что они кого-то бьют, и этот кто-то с нимбом. Смотрите сами, может у вас лучше получится рассмотреть. Фрагмент я увеличил.

Официально считается что в центре Богородица, а мужики в белых рубахах — это ангелы ей поклоняющиеся.

По официальной истории весь этот раздрай в церкви относится к 1910 году. Что логично, учитывая последствия реформы 1905 года. После этого якобы никто ничего на стены не лепил и не рисовал. А росписи, включая бьющих силуэт с нимбом мужиков, это якобы середина 14 века, то есть с момента постройки церкви. Кстати, в церкви Спаса на Ильине всё тоже самое. Раздрай с того же периода и росписи соответственно так же датируются серединой 14 века. И рисовал типа никто иной как Феофан Грек. От того и очереди в кассы.

В центре алтаря так же жертвенник, куда приносили и складывали требы, а по особому случаю и кровь пускали. Он же престол.

В этой церкви музей. Я люблю подобные заведения, иногда там можно увидеть весьма примечательные вещички. Вот одна из таких. Вы никогда не видели на иконах динозавров? Я тоже не видел. Пока в эту церковь не зашел. Приглядитесь. Там целый клубок динозавров. Если считать — десятки. И четыре курицы. Или орла. Считается что это изображен пророк Асаф, миниатюра псалтыри Ивана Грозного, якобы 1380-е годы. Пусть так. Но при чем тут динозавры? Напоминаю что все фото кликабельны. Любуйтесь.

Внутри церкви есть саркофаг, вернее его фрагменты.

Заявляется что найден в усыпальнице церкви и принадлежит самолично основателю церкви некому Семеону Андреевичу. Мне не очень интересны эти фантазии, отмечу лишь то, что мы имеем факт погребения в церкви. Это я к символике на фасаде и кресте.

Еще в этой церкви мне приметился вот такой рисунок. Заявляется что это фрагмент с иконы 18 века и изображена на нем торговая сторона.

Примечатель вот что. Весь город поделен на сегменты с крепостными стенами и боевыми башнями. Много стен и много башен. По обоим берегам Волхова. Сейчас имеется только одна стена с башнями, то есть Кремль, да и та фактически строится заново. Видим мы и огромное количество церквей. Понятное дело, что в случае единой веры, в случае единобожия, такое количество церквей бессмысленно. При этом ни одного креста с косой палочкой явно не читается. Как минимум на этом не акцентировано внимание художника. И это 18 век.

Раз я упомянул Софию и кремль, давайте ка я вставлю коротенький видеоролик, посмотрите что и как. В ролике я говорю и о крестах, но о них подробнее попозже будет.

Нуу…, и давайте на этом очередную часть статьи закончим. Продолжение скоро.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика